«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

0 727

Мы неоднократно писали про Павла, реставратора-энтузиаста, который фанатеет от советской мототехники и помогает только знакомым (пока) в воплощении их проектов в жизнь. В сегодняшнем материале на примере М-72Н рассказали о сложностях восстановления старых байков, запчастях, смекалке и, конечно же, возможности получить доход от этого дела.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«Сначала научиться зарабатывать, а потом — коллекционирование. Не наоборот»

— Я уже реставрировал своему другу один мотоцикл, К-750, в далёких 2005—2006 годах. Можно сказать, это первая моя работа на энтузиазме — вообще за смешные деньги была предложена. Притом у меня старого мотоцикла с коляской ещё не было. Хотя мечтал, чтобы нечто подобное появилось в личном пользовании.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«Уплатил штрафы на $150 и выкупил мотоцикл». Белорус о владении К-750 выпуска 1962 года

— В целом ещё десяток лет назад я пришёл к мысли, что нужно сначала научиться зарабатывать деньги, а потом заниматься коллекционированием — не наоборот. На этом я и многие белорусские коллеги обожглись.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

Советский мотоцикл М-72 1953 года в музейном состоянии: «На ремонт ушло более $10 тысяч, зато всё по заводу!»

— Так вот, вернёмся к истории… Этот мой друг отправился в Москву, а через какое-то время приехал на родину более успешным и обеспеченным человеком. Вновь задал мне вопрос про советский байк, и я ему сказал про более редкий М-72 взамен К-750. Полистав объявления, обнаружили экземпляр за $600. Будучи в те времена ещё учителем музыки, я не особо разбирался в теме и по привычке искал мотоциклы по знакомым, а не в продаже.

Байк оказался гаражного хранения. Мы его при осмотре не заводили, ведь он был уже слегка разукомплектован. Там стояли другой двигатель, КПП, задние редукторы и колесо, а в остальном — огонь. Выяснилось, что в соседнем гараже у владельца лежали все недостающие детали. В итоге нам достался на сто процентов комплектный мотоцикл со всеми документами. Удалось даже скинуть 50 долларов под предлогом, мол, мы энтузиасты и хотим оставлять хорошие экземпляры в Беларуси, а не вывозить их в Европу, перепродавая за баснословные деньги. Мужчина заодно подарил огромное количество технической литературы, которая мне помогла в будущем вникнуть в тему до мелочей.

Буквально через несколько дней после покупки мы вместе с другом отправились на Браславские озёра — то есть даже слегка разукомплектованный байк легко перенёс дальний путь. Впечатления остались на всю жизнь, благодаря чему я получил стимул в дальнейшем заниматься советскими мотоциклами. Надо сказать, слово я сдержал: аппарат остался в Беларуси. Недавно я даже связывался с прошлым хозяином и присылал ему фотографии готового проекта.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

Без пробега, со всеми документами и коляской! Белорус показал уникальный Иж «Юпитер-3» 1977 г. в.

— После поездки мы лихо набросились на восстановление мотоцикла, но затем процесс заглох. Со временем друг осел в России и попросту охладел к общему увлечению. «Ну его в баню, даже несмотря на вложенные деньги», — сказал он. В итоге я перекупил мотоцикл у приятеля за без малого 2 000 долларов — именно в такую сумму тогда вписывались все затраты на восстановление. К тому моменту в работе были другие проекты, поэтому М-72Н отложил до лучших времён.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

Приехал из Аляски! Посмотрите, как белорус восстановил редкий BMW R60/2 1968 г.в.

— Расскажите, что собой представляет модель и чем она интересна.

— Это киевский М-72Н выпуска начала 1958-го. Его начали разрабатывать в 1956-м, а в продажу мотоцикл поступил в следующем году. Производили его вплоть до премьеры К-750, то есть неполные два года. 750 «кубиков» — объём его двигателя, как и у всех этих нижнеклапанных оппозитных моторов.

До 1955-го киевский и ирбитский заводы выпускали практически идентичные мотоциклы. Правда, в 1956-м КМЗ радикально изменил переднюю вилку, установив короткорычажную собственного производства, а также разработал новые колёса с более мощными спицами.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов»

— Восстановление протекало гипербыстро — стоит учитывать, что это был пятый тяжёлый советский мотоцикл, которым я занимался. Если сжать всё время, то на него ушло полтора месяца. Оригинальный цвет кузова — чёрный, однако делать ещё один тёмный байк — скучно, потому решил перекрасить. Нашёл оригинальные фотографии заводской раскраски и по исходникам создавал образ в синей цветовой гамме.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«Купил за 50 долларов, а истинную ценность понял спустя годы». Белорус о крайне редком мотоцикле — Pannonia 1956 г. в.

— Первым делом занялся коробкой, двигателем и редуктором — проводилась полная разборка, промывка под высоким давлением и с использованием специализированной химии. Мотор решил не стеклоструить, ведь наружная часть и так неплохо сохранилась.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

— Для данного М-72Н я раздобыл новый коленвал, подшипники и сальники. В этом помог друг, который сделал комплект прокладок по заводским чертежам и подарил их мне. К сожалению, мотоциклисты не ценят хорошие и качественные вещи, используют дешёвые аналоги, из-за чего он прекратил изготавливать данные элементы, хотя вложил много времени и труда. Жаль! Мне с этими прокладками было очень удобно работать: все стоят, не текут и не запотевают.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

— Накладки на тормозные колодки с заклёпками — от ВАЗ-2106. Естественно, с доработкой: они широкие, поэтому из двух делалась одна. Разобравшись с колодками, стал устанавливать колёса. К тому времени завершилась сборка мотоцикла на стапеле, а также были закончены работы с коляской.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

— Повозился с торсионной подвеской самой коляски, так как она оказалась плохо изготовлена: вал термически обработан, что огрубило поверхность трения. Соответственно, бронзовые втулки быстро изнашивались. В этом узле всё закисло, поэтому времени на него ушло много. На предыдущих мотоциклах рамы коляски были сухими, то есть не амортизировались. Вал проточили, сделали новые втулки.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

— Тент для коляски изготавливали из дерматина под оригинальный коричневый цвет, восстанавливая все оригинальные загибы, используя даже сапожные гвоздики, как и полагалось в исходном M-72Н. Пружинные каркасы сидений, ватин… Одним словом, получилось очень здорово! Даже сам вспомнил, как строчить на швейной машинке, — увлечённо рассказывает Павел.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

— Ещё во время работы над одним из прошлых мотоциклов пришлось придумать свою технологию изготовления тросиков. Я тогда купил комплект проводки и тросов, но разочаровался в их качестве: тканевая оплётка напоминала синтетические шнурки, не была ничем пропитана и не соответствовала цветовой гамме. В общем, дорогая подделка! В итоге с другом закопались в Национальной библиотеке, а по фотографиям я сделал станок для плетения тросов и проводов. Работало всё неплохо, однако пришлось решать и следующую проблему — лакирования.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

— Если их грубо окунуть в чан с лаком и просушить, то тросы получатся жёсткими — такое делают все. Достоверного качества добился, используя беличью кисточку, поэтому процесс стал ещё более кропотливым и долгим. Думаю, это изюминка моих мотоциклов, ведь понимающий человек обращает внимание на подобную деталь.

Для создания наконечников тросов пришлось изготовить миниатюрную пресс-форму, которую воплощали в жизнь руки хороших токарей.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

— С проводами — свои заморочки. Я покупал семижильный кабель в резиновой изоляции, разделял его, чтобы получить моножилы. Подходящих цветов хлопчатобумажные нити для оплётки нашёл у производителя в Гродно. Для клемм приобретал целый лист латуни, вырезая на лазере по образцам.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

— На этом мотоцикле весь крепёж, за редким исключением, оригинальный. Болты и всё остальное буквально собирались десятками лет. Из новодельного — только глушители, реле зарядки и литиевый аккумулятор в корпусе оригинального. В очередной раз изготавливал стёкла для светового оборудования — задних габаритов, а также поставил шестивольтовые светодиодные лампочки, чтобы они меньше разряжали АКБ. Всё-таки в советские времена не было требования ездить постоянно с включёнными габаритными огнями.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

— Деталей и нюансов при восстановлении очень много — буквально по каждому проекту можно писать если не книгу, то брошюру из серии «Как сделать советский мотоцикл на коленке в гараже», — шутит собеседник. — Жаль, зачастую подобная техника в Беларуси не находит почитателей.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«На советских мотоциклах точно не заработаешь»

— Много ли людей берутся за восстановление подобных мотоциклов — в помощь кому-то или на заказ? Сколько обычно просят за воплощение проекта в жизнь реставраторы?

— В Беларуси очень мало людей готовы заниматься подобной работой, потому что проекты обходятся дорого. Попросту нет платёжеспособных заказчиков, готовых на такие траты.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

— Тема про запросы реставраторов — словно с пометкой «табу». Поясню, почему так отвечаю. Никто не произносит вслух своих расценок — вероятно, потому как не оформляют свою деятельность. Предположу, что в большинстве случаев работу выполняют для знакомых и друзей. К примеру, я по такому принципу берусь за проекты. Помогаю близким приятелям, но не занимаюсь подобным профессионально — кроме как энтузиазмом подобное не назвать. А жаль — хотелось, чтобы увлечение всё-таки приносило доход.

Пока это мечты во многом из-за времени, которое требуется на реализацию проекта. К примеру, самый последний мотоцикл я сделал за полтора месяца, ведь имелся полный комплект деталей. На другие уходило по несколько лет: быстро подобрать редкие запчасти или изготовить их с нуля не получается. И вот представьте: как реставратору озвучить сумму за свою работу, если на байк потратил не месяц, а годы? Конечно, не всегда чистого времени, но тем не менее… Всё это сложнее, чем кажется.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

— Что проще для реставратора: восстановить мотоцикл самому, а потом продать или подключиться к задумке заказчика?

— Конечно же, проще подключиться к проекту владельца, потому что оговорить все моменты и оценить всё до каждого болтика крайне сложно. Если заказчик адекватный, то вопрос затрат ложится на его плечи. Вообще, заработать на этом крайне сложно: найти мотоцикл, восстановить, а потом продать — рутинный и утомительный процесс. Я бы за такое вообще не взялся.

Возможно, принцип «купи — доделай — продай» сработает с довоенной мототехникой: на неё ещё может отыскаться ценитель и покупатель. Мне же любопытны байки эпохи после Великой Отечественной. На такой мотоцикл затрачивается столько же ресурса, сколько на более ранние, однако интереса к ним пока нет. Думаю, в среде коллекционеров они начнут активно продаваться через 20 лет, когда модель перейдёт в разряд ретро.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

— За какие проекты вы не готовы взяться ни при каких условиях? Почему?

— Все мотоциклы моложе 1963-го мне неинтересны. Они уже более массовые, прошли ряд модернизаций и даже упрощений, то есть лишились уникальных «фишек». Я данные модели не стремился изучать, считая их скучными и обыденными. Наибольшую симпатию вызывают всё-таки тяжёлые байки ирбитского и киевского заводов. Такие аппараты даже сегодня, проезжая по кольцевой, смотрятся свежо и актуально.

Для меня Иж, Pannonia и Jawa — не ездовые мотоциклы. Хорошо поставить их в угол какого-нибудь музея, но не получать удовольствие от движения верхом на них. Хотя это личное мнение, не хочу обидеть почитателей этих марок, — делает оговорку Павел.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

— Какая запчасть или этап реставрации наиболее затратны по времени/деньгам?

— Однозначно мелочовка. Крупные детали вроде рамы, двигателя и колёс всегда прогнозируемы в плане восстановления или ремонта… Электрика, краники, карбюраторы, фары, проводка с тросами — сущий ад. Не меньше возни доставляет перемотка генератора. Наверное, в любом деле мелкие детали требуют много внимания, а в старой технике они утрачиваются со временем.

Ещё проблемы бывают, если сильно убиты агрегаты — к примеру, в картерах просажены посадки подшипников. В одном изношенном двигателе М-72 1953 года пришлось напылять посадочные подшипников скольжения, шестерни распредвалов подбирали. Опять же, это индивидуальные случаи.

Значительная часть затрат — хромирование. В Европе маленький выбор, а цены космические. В России тоже получается дорого. Мы делали раньше в Жодино, но теперь там отказываются.

«По фотографиям сделал станок для оплётки тросов». Белорус показал реставрированный мотоцикл М-72Н 1958 г. в.

— Как вы думаете, можно ли в Беларуси жить, занимаясь реставрацией советской мототехники?

— Наверное, лет пять назад знал пару человек, которые этим зарабатывали. Сейчас все, кто приходит на ум, совмещают с основной работой, подключаясь к проектам в свободное время: по вечерам и выходным. Возможно, я просто не знаком с такими успешными реставраторами техники. На советских мотоагрегатах точно не заработаешь, здесь больше влияет любовь к мотоциклам этой эпохи, то есть энтузиазм.

Фото: Алиса Зацаринная

Get real time updates directly on you device, subscribe now.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.