Праздник Жизни – театральная форма похорон на Бали

0 717

Праздник Жизни – театральная форма похорон на Бали

В настоящее время нетрудно наблюдать две параллельные тенденции: секуляризацию и сопровождающее ее обесценивание религиозных праздников и появление новых светских праздников, основанных на правилах священного праздника. В каждой культуре праздник происходит от ритуала, он уходит корнями в поклонение богам (реже одному богу), связан с религиозными церемониями.  В европейской культуре организация похорон связана с трауром, грустью и слезами, а для жителей Бали это радостный праздник, несущий веру в новую, лучшую жизнь.

Нгабен – спектакль безумной экстравагантности

Нгабен (похороны) – пожалуй, самая дорогая и зрелищная церемония на Бали, напоминающая театральное представление, в котором каждый играет свою роль согласно сложившимся обычаям. Все трупы кремируются независимо от касты (ванса ). Бедные люди хоронят тело умершего на кладбище и ждут коллективной кремации или того момента, когда семья и  банджар (община, где жил умерший; соседская община) соберут соответствующую сумму денег для церемонии. Это не следует пропускать, поскольку это будет свидетельствовать о неуважении к предку.

Церемония, названная некоторыми «безумной экстравагантностью», отличается драматизмом, излишеством, китчем и справедливостью. Подготовка занимает многие месяцы даже у первобытных общин. Необходимо выполнить ряд необходимых шагов, включая получение подношений, приглашение священника (педанда), строительство соответствующих устройств, т. е. башен для кремации, саркофагов (в форме животных), подготовка пиршества, организация музыкантов-гамеланов, а также обеспечение других аттракционов.

Праздник для людей

Кремация – один из самых важных ритуалов на Бали. Этот обряд – хотя и является серьезным мероприятием – имеет мало общего с тем, что мы понимаем под термином «похороны». Балийцы верят, что «только через разрушение и смерть может возникнуть новая форма существования», а благодаря кремации душа освобождается от нечистого тела и готовится к новой жизни (реинкарнации). Каждый фестиваль на Бали, как и вся повседневная жизнь – это сосуществование священного и  мирского. Ритуал здесь сочетается с развлечением – во время церемонии проводится фестиваль, ставятся палатки, танцевальные шоу, петушиные бои, представления или кабаре. Все это потому, что «праздник не только для богов, но и для людей». Все происходит в радостной атмосфере веселья, которая становится естественным элементом праздника.

Процессия – радостное поведение

Движение транспорта прекращается, чтобы освободить место для несущегося костра и следующей за ним процессии. Случайные прохожие могут принять участие в церемонии, присоединиться к ней или хотя бы наблюдать за ней. Выбор роли здесь свободный. Визуально похоронная церемония напоминает зрелище на открытом воздухе, серьезное, но громкое и красочное, с пением, танцами и музыкой гамелана.

Самым важным мероприятием во время парада является так называемое «одурманивание духа». Для этого выполняются быстрые движения ладьи. Балийцы верят, что злые духи движутся по прямой, поэтому поворот и подбрасывание гроба не позволяют им прикрепиться, а также не позволяют им вернуться в гроб. Все дело в том, что душа человека сильно привязана к своему телу, но после смерти человека она должна как можно скорее освободиться от него.

Праздник и то, что мы под ним подразумеваем, как видно на примере балийской похоронной церемонии, может принимать формы в зависимости от празднующей его общины. По своей ритуальной, зрелищной форме он наиболее близок театру, который в своем первоначальном виде также вытекал из ритуала, соединял низкое с высоким, серьезность с юмором, образование с развлечением и, прежде всего, был направлен на интеграцию и закрепление данного сообщества и культивирование его ценностей.

Читайте также: Лучшие работы белорусских художников-концептуалистов презентовали в Бресте

Get real time updates directly on you device, subscribe now.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.