Массовый исход на авторынке. Будут ли продаваться в Беларуси новые машины?

0 518

24 февраля стало переломной датой, после которой все предыдущие прогнозы для авторынка на 2022 год перестали быть актуальными. До начала массированных санкций в отношении России эксперты питали надежды на сохранение продаж на уровне 2021 года, но сейчас становится понятно, что ситуация принимает наихудший оборот.

Массовый исход на авторынке. Будут ли продаваться в Беларуси новые машины?

Фото использовано в качестве иллюстрации, Алексей ТОМАШЕВСКИЙ, intex-press

Кто уже ушел?

По данным на начало марта известно, что российский рынок покинули следующие автопроизводители:

  • Land Rover и Jaguar;
  • Chevrolet;
  • Opel;
  • Peugeot;
  • Citroеn;
  • Renault;
  • Mercedes;
  • BMW;
  • Audi.

После объявления о прекращении поставок Audi стало понятно: это только начало, учитывая, что марка входит в концерн Volkswagen Group. Корпорация объявила о полном прекращении поставок в Россию марок Volkswagen, Skoda и Porsche. Более того, Porsche и вовсе приостановил производство в Лейпциге из-за прекращения поставок некоторых деталей из Украины. Завод Volkswagen в Калуге также приостановил сборку своих моделей — Tiguan, Polo и Skoda Rapid.

Остается АВТОВАЗ? Бестселлер белорусского рынка тоже пострадал. Производство LADA практически полностью зависит от Renault Group, и без поставок импортных комплектующих выпуск автомобилей невозможен. Поэтому конвейер АВТОВАЗа остановлен.

Поставки марок Hyundai и Kia пока под вопросом, но есть вероятность, что корейцы тоже отважатся на уход. Остался лишь ход за Японией с ее марками Toyota, Lexus, Subaru, Suzuki, Mazda, Mitsubishi, Infiniti. По информации некоторых СМИ, Mazda уже приостановила поставки своих автомобилей и комплектующих в Россию.

Фактор зависимости от России

Не секрет, что львиную долю продаж (до 90%) на белорусском рынке составляли автомобили российского производства. В условиях, когда производители в России один за одним объявляют о приостановке производства, Беларусь окажется и вовсе без автомобилей — разумно предположить, что уже произведенные авто останутся в России: «Такая корова нужна самому». Впрочем, пока еще работа ведется по ранее заключенным контрактам. Дальше — неизвестно.

С автомобилями российской сборки все понятно и так. А что произойдет с импортом? Ведь в Беларуси есть дилеры, которые работают напрямую с производителем либо через европейских импортеров (Audi, BMW, Porsche).

Что касается Audi и Porsche, то нам подтвердили, что производитель продолжает сотрудничество с белорусским импортером. Но как может повернуться ситуация дальше — никто не берется прогнозировать. Если аналогичные санкции не накроют и Беларусь, то наши дилеры получат шанс вновь наладить прямые контакты с европейскими, японскими или корейскими автопроизводителями. Но тот же Volkswagen сразу сообщил, что его отказ от поставок касается как России, так и Беларуси.

«Китайцы», вперед?

В сложившейся ситуации невольно возникает мысль, что теперь-то уж китайские автопроизводители развернутся во всю мощь и начнут активно завоевывать белорусский рынок (да и российский тоже). И локомотивом продаж должна стать марка Geely. Но есть обстоятельства, которые могут помешать всебелорусской экспансии. По итогам прошлого года оказалось, что продажи Geely упали на 19% по отношению к 2020 году. Повлияли такие факторы, как отсутствие машин, возросшие ставки по кредитам и взлетевшие цены на автомобили.

Мы писали, что еще в начале января модель Coolray в комплектации Flagship подорожала с 53 500 до 66 900 рублей. А уже в конце февраля цена выросла до 76 800 рублей. Правда, в пересчете на доллары автомобиль даже немного подешевел, однако зарплаты в белорусских рублях к курсу не привязаны.

Возможности завода «БЕЛДЖИ» ограничены стабильностью поставок комплектующих. В прошлом году негативным фактором служило нарушение логистики поставок из-за коронакризиса. В этом году таким фактором могут стать санкции. С ходу нарастить производство в два-три раза не получится, это процесс небыстрый.

На фоне падения курса белорусского рубля рост цен никак не способствует интересу покупателей. Хотя из-за дефицита европейских и японских авто все может быть. Перефразируя расхожую фразу Генри Форда, высока вероятность такой ситуации: «вы можете купить любой новый автомобиль при условии, что это Geely».

На белорусском рынке присутствуют еще две китайские марки — Haval и Chery. Последняя не производится в России и поставляется напрямую из Китая. Будем ездить на Chery? Не факт. Для этой марки на первый план выходят не санкционные, а логистические ограничения, что тоже может привести к своего рода кризису предложения.

Цены вырастут

В условиях мирового кризиса микрочипов цены на автомобили и так уверенно росли. А на фоне острого дефицита вырастут еще больше. Более того, дилеры не понимают, будут ли у них еще в обозримом будущем поставки автомобилей. И могут заложить свои риски в цену. По самым скромным оценкам экспертов, рынок новых авто в Беларуси схлопнется на десятки процентов. И, возможно, переориентируется на те секторы, где есть товар, т. е. на рынок подержанных авто.

 

Источник: www.intex-press.by

Get real time updates directly on you device, subscribe now.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.