Электросамокаты все чаще попадают в ДТП, но запрещать их не планируют. Почему?
В Беларуси, как и во всем мире, набирает силу мода на электросамокаты. Любители прокатиться на них с ветерком не останавливаются ни перед чем — ни перед авто, ни перед пешеходами, ни даже перед столбами. А потому все чаще в новостях мелькают сообщения об авариях, участниками которых становятся самокатчики.
Фото из открытых источников (иллюстративное)
Кости ломаются нетипично
Как только гироскутеры, сегвеи, самокаты, моноколеса и подобные средства передвижения вошли в моду, у медиков забот стало в разы больше. Ученые не исключают, что в травматологии скоро появится отдельное направление — СПМ-травмы.
— Не сказал бы, что в Минске число несчастных случаев с участием самокатчиков растет в геометрической прогрессии, но в разгар весенне-летнего сезона они, конечно, прибавляют нам работы, — говорит заведующий приемным отделением травматологии 6-й городской клинической больницы Виктор Сташевский. — Поступают в приемный покой как сами горе-водители, так и те, кто оказывается жертвой лихих ездоков. Иногда это один пациент в день, а случается и два-три. Падение с самоката по характеру травмы отличается от полученной, например, в гололед. Когда человек едет со скоростью 15-20 км/ч, встречает на пути какое-то препятствие и падает, травмой конечности не отделаешься. Речь идет, как правило, о сочетанной или множественной травме, медики называют ее еще высокоэнергетической.
Дело в том, что за тысячелетия костный аппарат людей приспособился падать с высоты роста хозяина, но при получении травмы на скорости кости ломаются нетипично. Такие переломы лечатся тяжело и длительно. Самокатчики ударяются туловищем и головой, получают черепно-мозговые травмы, выбивают зубы, ломают ноги. Падают в основном на руку, а это — переломы предплечья, лучезапястного сустава. Порой требуются даже хирургические вмешательства — от наложения швов до серьезных операций.
Как травматолог Виктор Сташевский сталкивается в основном с повреждениями опорно-двигательного аппарата. Чаще случаются ушибы, ссадины, которые лечатся амбулаторно, при неудачном стечении обстоятельств — более серьезные увечья, когда на восстановление пациенту потребуются месяцы, а порой и годы. Разрыв связок коленного сустава, по словам врача, может и полгода заживать, а бедра и того больше — до двух-трех лет. Не только при переломе, но в некоторых случаях и при лечении разрыва связок на поврежденную конечность накладывается гипс.
— Перелом срастается месяцами. В гипсе руку или ногу держат для того, чтобы образовалась костная мозоль, — поясняет Виктор Сташевский. — А чтобы хрящ превратился в костную ткань, потребуется в два-три раза больше времени. Затем пациенту еще долго придется избегать физических нагрузок на поврежденную конечность и придерживаться покоя. Процесс восстановления займет месяцы, а если это касается бедра — годы.
"Человек попал в больницу с ЧМТ, а самокатчик даже не остановился"
На прошлой неделе известный белорусский киноклассик, снявший "Отцов и детей", "Палача" и "Госграницу", Вячеслав Никифоров чуть не стал жертвой самокатчика. "Никогда не думал, что буду столь чувствителен к "коммунально-дорожным" мелочам, но вот в парке Победы на аллее (!) приостановился и оглянулся назад, шагнув в сторону. В сантиметре от меня промчался на тяжелом самокате любитель быстрой и бесшумной езды. И пока он удалялся, я слышал его гневную с матерком отповедь в мой адрес. Оглянитесь, везде шныряют бесшумные, словно летучие мыши, потенциальные убийцы. Такая угроза стала нормой?" — написал в своей соцсети мастер.
Этот вопрос могли бы задать и другие жители больших городов, столкнувшиеся с "шумахерами".
— В прошлом году моего родного брата-пенсионера сшиб самокат, — рассказал доктор Сташевский. — Вызвали скорую, он попал с черепно-мозговой травмой в 5-ю больницу. А виновник наезда даже не остановился. Считаю, что в принципе это криминальная травма, поэтому в таком случае надо сообщать в органы внутренних дел о происшествии и проверять на алкоголь обоих — и самокатчика, и пострадавшего. Конечно, это правило не касается детей.
К слову, подростки на электросамокатах тоже нередко оказываются участниками аварий. Август еще не закончился, а дети за рулем СПМ стали фигурантами в нескольких громких случаях. Водитель "Вольво" в Минске при повороте направо с улицы Одоевского на Бельского совершила наезд на 11-летнего мальчика, который пересекал проезжую часть по регулируемому пешеходному переходу на зеленый свет. Аналогичная история — на перекрестке улиц Сапеги — Брыля: под колеса "Ауди" попал 10-летний самокатчик. В обоих случаях детей доставили для осмотра в больницу.
— По каждому факту проводится тщательная проверка. Мы постоянно напоминаем водителям о предельной внимательности и осторожности при подъезде к пешеходному переходу, особенно в период каникул. Скорость транспорта должна позволять остановиться и уступить дорогу уязвимым участникам дорожного движения, — говорит старший инспектор по особым поручениям главного управления ГАИ МВД Александр Бруй. — Многие родители дарят детям электросамокаты. Надо помнить, что до 14 лет ребенку в принципе нельзя передвигаться на них, кроме как в жилых и пешеходных зонах. Напоминайте своим детям-подросткам о безопасности, объясняйте, как аккуратно переезжать дорогу, чтобы не случалось трагедий. Воспитание ответственного отношения к безопасности на дороге начинается прежде всего с семьи.
Найти баланс интересов
В ряде городов за границей запрещено использование электросамокатов. Такое решение — реакция на растущее количество аварий, где участниками становятся средства персональной мобильности. В Париже на референдуме большинство жителей высказались против этого вида транспорта. Официально электросамокаты запрещены в Торонто. Однако там власти признали, что в реальности распоряжение властей работает слабо, потому сделали поблажку: теперь управлять самокатом можно с 16 лет при наличии шлема. Правда, запреты на полное использование СПМ — скорее исключение. Большинство стран пошли по пути регулирования вопроса введением законов или правил. Беларусь — не исключение.
— В октябре прошлого года электросамокаты на законодательном уровне в обновленных ПДД признаны средствами персональной мобильности. Мы изучали опыт многих зарубежных стран и выбрали, на мой взгляд, оптимальный вариант, — уверен Александр Бруй. — Наши практики были взяты из международного опыта и с учетом специфики белорусского законодательства. Ключевым считаем сохранение баланса интересов. Ведь только за счет этого удастся создать комфортную среду для многих граждан. Остановить технологический прогресс невозможно. Перед нами стоит задача понять, как разумно урегулировать ситуацию между всеми участниками дорожного движения: пешеходами, автомобилистами и пользователями СПМ. Поэтому сегодня, думаю, нужно сделать упор на формирование общей культуры управления СПМ, знание и соблюдение ПДД, уважительное отношение к другим участникам дорожного движения.
Комментарии закрыты.